Президент подписал закон о противодействии незаконным финансовым операциям.
Иногда законы в России принимаются стахановскими темпами. Правда, как правило, в двух случаях. Первый – когда закон принимается в пику Америке. Второй – когда закон принимается в угоду ей.
Так или иначе, но на днях президент России подписал два закона из числа бурно обсуждаемых в обществе. Один – о запрете пропаганды нетрадиционных видов секса среди несовершеннолетних. Другой – о противодействии незаконным финансовым операциям.
Первый направлен на укрепление устоев и традиций общества. Второй – скорее, на слом оных. Во всяком случае, такого устоя, как банковская тайна.
Первый принимался практически в полном согласии. Второй – в бурных дебатах. Видимо, сохранение устоев ближе нынешним думцам, чем их разрушение. Однако с ФАТКА и ФАТФ не поспоришь. Либо вписывайся в создаваемую американцами систему тотального финансового контроля, либо прощайся с возможностью проводить операции на американском рынке и через американские (а скорее всего – и европейские) банки.
Итак, что же меняется в правилах игры?
Во-первых, российская налоговая служба обретает право доступа ко всем счетам физических лиц в банках. Иными словами, прощай банковская тайна. Горечь пилюли скрашивается разве что тем, что дефлорация банковской тайны происходит во всем мире. Того и гляди капитулирует Швейцария.
Во-вторых, закон делает возможным блокирование денежных операций на счетах физических и юридических лиц, подозреваемых в террористической деятельности и ее финансировании. Для американцев подобная практика давно реальность. России придется учиться жить с этим. Означает ли это блокировку доброй половины транзакций в некоторых «особо южных» регионах нашей страны – покажет время.
Есть и «пряник» – силовики теперь получат доступ к банковской тайне только по решению суда. Не очень, правда, ясно, что означает эта поправка. Что прежде, несмотря на правовую норму о банковской тайне, силовики все же получали к ней доступ без всякого решения суда? Видимо, вопрос риторический.
Как известно, «суровость российских законов легко компенсируется необязательностью их исполнения». Однако этот постулат – скорее к секс-пропаганде, нежели к банковской тайне. Тем более, что верен и другой постулат: необязательность российских законов, в свою очередь, компенсируется процедурной неопределенностью их выполнения.
Иными словами – как будет реализовываться закон? Означает ли это, что вслед за проверками Центробанка банки ожидают повальные налоговые проверки? Или что их обременят необходимостью направлять отчеты по счетам своих клиентов в налоговую службу?
На этом фоне многолетняя борьба за освобождение банков от несвойственных им фискальных опций выглядит печально. Боролись за освобождение банков от лишней бюрократии по закону 115-ФЗ, за замену бумажной отчетности электронной, за… Словом, боролись…
Еще два вопроса возникают в связи с принятием нового закона. Первый – а что с пресловутым 115-ФЗ? Ведь он и по сути, и по духу, и по названию – аналогичные цели преследует? Так, может, стоило не городить огород, а один из законов включить в другой? Все же полегче. А то как-то странно – бороться с незаконными финансовыми операциями по одному закону, а потом – еще раз бороться по второму. Конечно, Росфинмониторинг тоже хочет жить, но, может быть, в новом контексте ему логично влиться в налоговую службу? Или она, дабы исполнить новый закон, рьяно приступит к формированию собственной аналогичной структуры? Благо закона о противодействии развитию бюрократии в России нет и не предвидится.
Второй вопрос – тут давеча премьер-министр говорил, что «мы наш, мы новый оффшор построим»… Мол, России необходимо подумать о создании собственных оффшорных зон. Если закон един для всех – то в чем «оффшорность» будет состоять? Если он будет выборочно обходить иные территории, то…
В общем. Надо бы решить – полная налоговая прозрачность или оффшор. В одну телегу впрячь неможно.
Если же быть оптимистом, то хорошо хотя бы одно – перед Россексмониторингом банкам отвечать не придется. Кажется.